BRENT0.00
GOLD0.00
USD0.00
EUR
02.12.2014

Освоение нефтегазового шельфа — возможность технологического рывка России

— Уважаемый Иван Дмитриевич, освоение нефтегазового шельфа РФ становится стратегическим приоритетом как для компаний ТЭК, так и для государства. Что делается для поддержки строительства новых объектов на шельфе?

— Как законодатель главным считаю, что в этом году мы закончили работу по налоговым льготам для компаний, которые занимаются разработкой шельфовых месторождений. Мы зафиксировали, что все освоение будет идти с налоговыми льготами, близкими к обнулению. В том числе и по таможне. Из того, что не сделано, и я не раз об этом говорил: мы так и не устранили довольно многих противоречий в законодательстве, связанном с разработкой шельфовых месторождений. Требуются изменения и дополнения большого пакета нормативно-правовых актов. Это касается и снятия ограничений на передачу имущественных прав на искусственные острова, и морского судоходства, и пересечения границы. И еще многих вопросов по градостроительной деятельности, ряда положений государственной экспертизы, экологической и промышленной безопасности. В общем, перечень очень солидный, впрочем как и сама стоящая перед нами задача. Если идти обычным путем, то законы попадут в десяток разных комитетов, у каждого из которых своя точка зрения на проблемы. Поправки вряд ли получатся синхронизированными, наверняка будут и противоречить друг другу, а корректировать законы надо в короткие сроки. Следовательно, чтобы на уровне Думы провести эту работу эффективно и системно, необходимо все обязательно скоординировать. Я не раз собирал совещания с представителями разработчиков месторождений, проектировщиков, подрядчиков. Все предъявляли претензии и по таможне, и по градостроительному кодексу, и так далее. Единой точки зрения по всем этим направлениям, к сожалению, пока нет ни в Правительстве, ни в Государственной Думе.

— А с чем это связано?

— Нет координирующего центра. Я говорил, что Комитет по энергетике готов взять на себя эту координирующую роль, специально даже провел множество встреч и совещаний, опрос среди всех игроков рынка, что необходимо сделать в первую очередь. Требования оказались разными и во многом тоже противоречивыми. В этой ситуации, пока у самих участников рынка не появится четких предложений по изменению законодательства, я не рискнул взять на себя и на Комитет ответственность по координации законодательного процесса. Нужна единая позиция игроков рыка.

— Расширение участия российских подрядчиков на континентальном шельфе — заветная мечта многих компаний. Что делается в этом направлении?

— Вот еще один из вопросов, требующих ясности. А ясности по производителям оборудования как раз и нет. У российских производителей требования понятны: преференции нашим компаниям — и в проектировании, и в поставке оборудования, причем жестко прописанные в законе. Другая сторона, те, кто непосредственно будет заниматься освоением месторождений, говорит: есть ситуации, когда наши подрядчики не смогут выполнить задачу — ни спроектировать, ни сделать оборудование. Конечно, стратегически правы наши производители: такой мегапроект должен быть использован как локомотив для подъема всей нашей промышленности. Но это должно быть аккуратно прописано в законе. По опыту могу сказать, что интересы согласовываются чрезвычайно сложно. Должна быть координационная структура — модератор, обладающий и властью, и волей, и профессионализмом. Мое мнение: это задача уровня Президента. Я думаю, что годится комиссия по ТЭК при Президенте, он формально ее возглавляет.

— Есть ли альтернатива иностранному оборудованию для работы на морском шельфе? В нынешней непростой политической ситуации, связанной с возможными отраслевыми санкциями, этот вопрос особенно актуален. Наша страна сильно отстала?

— В научном плане мы не отстали точно. В технологическом, инженерном — отставали и отстаем по большинству позиций… В принципе, ничего нового, так было и в советские времена. В крайнем случае у нас есть восточные соседи — договоримся с китайцами или японцами.

— Планируется ли на законодательном уровне принятие решений по организации и разработке государственной комплексно-целевой программы по реализации шельфовых проектов арктических морей с привлечением крупных строительных организаций, имеющих практический опыт обустройства морских месторождений на шельфе России?

— Сложно сказать. Это задача такого масштаба, что целый Госплан должен работать, на мой взгляд. Отдельной целевой программой здесь ничего не решить. Вот, например, Восточно-Сибирский газонефтяной кластер (если он выливается в нефтегазохимию, а не просто работает на подачу сырья в Китай). Это ведь развитие регионов по всем параметрам — и транспорт, и исследовательские работы, и вузы, и строительство. Это уровень всего Правительства.

— Как вы оцениваете перспективы освоения Россией шельфа Черного моря?

— Говорить об этом пока рано, потому что, если серьезно, то мы не знаем точных объемов.

— Приоритет — это все-таки Восток?

— Из реальных проектов да, приоритет — Восток. Не так давно я провел выездное заседание Комитета по энергетике на Талаканском нефтяном месторождении. Побывали мы с коллегами и на будущих газовых площадках. Колоссальное впечатление на нас произвели люди. Ведь там еще год назад была разруха. Жулики какие-то крутились, мошенники. Пришла команда, которая изменила все. Причем команда российских профессионалов — наши люди из Сургута, из Якутска. Увидев ситуацию на месте, могу сказать, что в этом смысле страна для рывка готова абсолютно. Есть люди, есть опыт уже. Сегодня многие говорят: как страшно строить газопровод! А я посмотрел на уже работающий нефтепровод, на дороги, которые проложили рядом, и могу уверенно сказать: на Востоке будет новая газоносная провинция. И Арктика станет логическим продолжением похода на Восток. Я думаю, в августе пойдут на Карское море. Важен другой момент — будет ли хорошая нефтегазохимия. И высокого качества продукция. На Дальнем Востоке ведь были довольно приличные предприятия. Там были Усолье, Ангарский комбинат, готовы быстро выстроить Усть-Кут. На мой взгляд, сначала надо понять, как это хозяйство можно задействовать. Мы много общаемся с нашими коллегами, в том числе японскими. Основной лейтмотив встреч — дешевый газ. Кстати, «дешевый» для Японии — это газ стоимостью в 500 $. Мы предлагаем: входите в газохимию. Так что работа ведется по многим направлениям. Но первоочередная задача — собрать их все воедино.


Возврат к списку