Нефтегазовое поле инноваций
Противопоставление сырьевого пути развития и инновационного является искусственным по нескольким причинам. Первая заключается в том, что нет более «заточенного» на инновации сектора в России, нежели Топливно-энергетический комплекс. Это очевидная «придумка», что инновации несовместимы с сырьевыми отраслями, ведь главный спрос на инновации сегодня формируется именно в ТЭК. Это связано и с теми задачами, которые стоят перед отраслью уже сегодня: легкоизвлекаемая нефть заканчивается, российский ТЭК думает о том, как переходить к добыче в гораздо более сложных условиях. Речь идет не только об Арктике, но и о труднодоступной нефти Западной Сибири, Баженовской, Тюменской и прочих свит. То же самое можно сказать о газе: легкоизвлекаемый сеноманский газ заканчивается, приходится переходить к добыче уже в совершенно других условиях.
Нефтегазовая промышленность, начиная добычей на севере, на шельфе, на полуострове Ямал сформировала спрос на новое качество труб. В авиационной промышленности спрос на беспилотники формирует сегодня нефтегазовые компании, которые используют их для того, чтобы с них вести мониторинг ситуации на объектах добычи. ТЭК генерирует спрос на инновации как внутри себя, так и в соседних отраслях. Есть масса примеров, когда фактически добыча может осуществляться в режиме сокращенного числа вахтовиков, при использовании компьютерных технологий, видеосвязи и т.д. Идет стремительная компьютеризация добычи. И это не говоря уже о сверхинновационных задачах, с которыми российский ТЭК столкнется, если действительно выйдет на шельфы, особо – на арктические. Это касается геологоразведки в этих условиях, это касается добычи. Мир уже сегодня прошел серьезный инновационный путь: например и в Норвегии и у нас на Сахалине используется бесплатформенная добыча, подводные комплексы извлечения. Это колоссальные по технической сложности задачи.
При этом сторонники развития сырьевого комплекса уверяют, что надо все остальное уничтожить, а противники –уверяют, что настоящие инновации в России постиндустриальная экономика появится только на костях нефтегазовой промышленности. Эта точка зрения вызывает серьезную озабоченность, потому что она не доказана и строится на надуманных посылках, но тем не менее, она лежит в основе очень многих документов. Данная философия была очень четко сформулирована в программе экономического развития в 99-м году. «Мы должны увеличить налоги на нефтегазовый комплекс и тогда все инвесторы пойдут в обрабатывающую промышленность». Но это глупость думать, что если вы задушите налогами одну отрасль, то инвесторы в вашей же стране будут инвестировать в другие отрасли. Этого не произойдет никогда, и сегодня мы наблюдаем, что этого и не происходит в Российской Федерации: никакого перетока в обрабатывающую промышленность по мере удушения ТЭКа не происходит. Кстати, если посмотреть на т.н. обрабатывающую промышленность, то становится видно, что за последние годы лидером там является нефтепереработка, потому что она тоже относится в этот сегмент.
Часто приходится слышать, что мы «сидим на трубе», поэтому и не хотим задуматься о инновациях, а когда не будет у нас сырьевого комплекса, мы тогда о них вспомним, потому что нам некуда будет деваться, как, в свое время в Японии. Это абсурдная точка зрения, которая нивелируется массой исторических примеров. Ярчайший пример – ситуация с Украиной. 20 лет назад мы оказались в абсолютно равных стартовых условиях – Украина была достаточно промышленно-развитой республикой Советского Союза, но у нее не было достаточного количества нефтегаза, и она не сидела на «нефтегазовой игле». Значит, следуя логике борцов с ТЭКом, за прошедшие годы, Украина, лишенная сырьевого проклятия, давно должна была стать передовой постиндустриальной инновационной страной, однако на деле это государство имеет худшие результаты фактически по всему постсоветскому пространству – полный развал, страна находится на пороге экономического коллапса.
В США сырьевой комплекс сегодня уже больше, чем в российский. Соединенные Штаты больше газа добывают, чем в России и находятся на третьем месте в мире по добыче нефти, угля и при этом никто не говорит, что США – отсталая архаичная держава.
Никакого перетокав обрабатывающую промышленность по мере удушения ТЭКа не происходит