BRENT0.00
GOLD0.00
USD0.00
EUR
02.12.2014

Крым: энергия перезагрузки

Слабое звено

Энергосистема – слабое звено полуострова в первую очередь ввиду ее зависимости от Украины. Своих мощностей у Крыма недостаточно, и основная часть электроэнергии поставляется из соседних Запорожской, Донецкой и Херсонской областей. По информации Минэкономразвития России, в 2013 году регион получил от Украины почти 6 млрд. киловатт-часов электроэнергии. При этом собственное производство электроэнергии на территории Крыма составило 1,171 млрд. киловатт-часов.

Последствия такой зависимости крымчане в полной мере испытали в марте 2014 года, когда начались отключения электричества. Был ли это политический шантаж со стороны нынешних украинских властей как реакция на выход полуострова из состава Украины или технические сбои – пусть останется на совести тех, кто в любых условиях обязан обеспечить безопасность жизни сотен тысяч людей. Но держать Крым на «энергетическом поводке» больше не получится. Ситуация стала лишним поводом для скорейшего решения вопросов развития генерации в двух новых российских регионах.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев на специальном совещании по поддержке социально-экономического положения Республики Крым и Севастополя заявил:

«Вопрос электрообеспечения Крыма нужно урегулировать путем международных переговоров. Но нам нужно будет выбрать оптимальный способ снабжения полуострова. Есть варианты подсоединения Крыма к объединенной энергосистеме России через Керченский пролив или строительство собственной генерации на полуострове. Все эти варианты нужно взвесить, причем достаточно быстро. Для этого есть неплохой потенциал. В ближайшие годы эту задачу надо решить, включая и рост добычи газа в регионе в полтора-два раза».

Сейчас на полуострове уже запущено около тысячи резервных энергоустановок, сюда перебазируются газотурбинные электростанции, служившие на Олимпиаде в Сочи. Но это вынужденные меры – страховка на случай новых перебоев. Сама проблема требует кардинального решения. И, конечно, в первую очередь предстоит привести в соответствие с российским законодательством нормативно-правовую базу Крымской республики и Севастополя. В результате, по словам министра энергетики РФ Александра Новака, «по сути, будет создана изолированная энергосистема, такая же, как у нас в пяти субъектах - Чукотка, Сахалин и так далее».

Энергонаследие

Напомним, энергосистема полуострова входила и, пока по факту, остается включенной в состав Объединенной энергосистемы Украины. Полуостров – дефицитная территория, которая импортирует более 80% электроэнергии с материковой части Украины, и на сегодня эта зависимость сохранятся.

По данным прежнего республиканского комитета АРК по топливу, энергетике и инновационной политике, более всего электричества потребляет население – 46%, на промышленность приходится 17,6%, на сельское хозяйство – 6,7%. В регионе отсутствуют сезонные колебания, что обычно не характерно для предприятий энергетической отрасли. В зимние месяцы увеличивается доля электроэнергии, расходуемой на освещение и отопление, летом возрастает потребление в курортной зоне и на нужды оросительных систем.

Электричество поступает из Украины по сетям через Перекопский перешеек и полуостров Чонгар. Переток мощности на полуостров осуществляется по четырем межсистемным связям (три высоковольтные линии 330 кВ и одна – 220 кВ) НЭК «Укрэнерго», то есть их суммарная пропускная способность ограничена до 1250 МВт.

Поставщиками ресурсов на полуострове являются три электросетевые компании. В частности, «Севастопольэнерго» и «Крымэнерго» владеют распределительными сетями и выступают гарантирующими поставщиками, заключающими договоры с потребителями. На балансе «Крымэнерго» 27,7 тыс. км воздушных линий электропередач 0,4–110 кВ. Протяженность кабельных линий – 4,2 тыс. км, мощность трансформаторов – 6027,5 МВ.А. Кроме того, получается, что сейчас часть магистральных сетей «Укрэнерго» проходит уже по российской территории.

Надо отметить, что воздушные линии электропередач были построены еще в 40–60-е годы прошлого века, работают они в условиях предельных нагрузок, и износ многих превысил 70%. А потому отключения света для крымчан не в диковинку. Как докладывал на Международной конференции «Энергия 2012» президент Крымской академии наук Виктор Тарасенко, энергоснабжение этого региона характеризуется отрицательным балансом мощности и низкой надежностью питания потребителей. Полная зависимость Крыма от работоспособности межсистемных связей приводит к тому, что отключение любой из линий передач, связывающих регион с ОЭС Украины, сопровождается массовым отключением токоприемников и разгрузкой системы на 30-35%.

Техническая изношенность оборудования отражается на безопасности энергообеспечения региона, повышает потери энергии при передаче. Положение усугубляется тем, что межсистемные линии подвергаются обледенению и загрязнению в солевых и пыльных бурях в коридоре Сивашского перешейка.

Как покрыть дефицит?

Основными генерирующими энергетическими источниками самого полуострова являются Симферопольская, Севастопольская, Камыш-Бурунская ТЭЦ и Сакские ТС. Но, как отмечает Виктор Тарасенко, фактически реальная мощность работающего на ТЭЦ оборудования в настоящее время соответствует 8–10% мощности, необходимой региону. Еще в 2010 году вице-премьер министр Украины Андрей Клюев заявил: «Сегодня на полуострове дефицит мощности составляет 1 тыс. МВт. Это равняется по мощности одному атомному блоку действующих у нас АЭС, но мы же в Крыму не построим атомный блок».

Кстати, на развитие атомной энергетики, дабы обрести энергонезависимость, Крым делал серьезную ставку еще в советский период. В планах региона было возведение Щелкинской (Крымской) атомной станции с четырьмя блоками общей мощностью в 4000 МВт. Такого количества энергии хватило бы не только на все потребности полуострова, но и осталось для поставки на рынок. Но случилась авария на Чернобыльской АЭС, после которой последовал мораторий 1990 года на строительство новых атомных станций. Этот документ окончательно закрыл все вопросы по Крымской АЭС. И сегодня Россия не собирается строить на полуострове атомную станцию. Как заявил журналистам руководитель госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко: «Этот проект вообще не рассматривался. С учетом наличия в Крыму нефти и газа это вряд ли самое рациональное решение. Я – сторонник атомной энергетики, но не фанатик. Я исхожу из того, что всегда должен быть здравый подход. Атомная энергетика – это не панацея от всех бед».

А в недавних бедах – мартовских ограничениях поставок электроэнергии с материка – Крым отчасти выручили солнечные электростанции. Экспериментальная солнечная электростанция (СЭС-5) работает в Крыму еще с 1986 года, она расположена на Керченском полуострове вблизи г. Щелкино. В 2010-2012 годах в Крыму построены солнечные фотоэлектрические станции общей мощностью 227,5 МВт: Родниковская СЭС (7,5 МВт), Митяевская (32 МВт), Охотниковская (82 МВт), Перовская, самая крупная в мире фотоэлектрическая станция, (106 МВт). Но все же выработка электроэнергии на СЭС составляет лишь 38% от общей выработки энергии в Крыму и 5% от общего ее потребления. Также на территории полуострова действует семь ветроэлектростанций суммарной мощностью 68,2 МВт, сооруженных в разное время.

Но в целом возобновляемые источники энергии погоды в Крыму пока не делают. Между тем у региона в этом направлении есть большой потенциал. Полуостров благодаря географическому расположению, метеоусловиям и ландшафту удачно подходит для развития ветро-, гелио- и геотермальной энергетики. Эта идея выглядит очень заманчивой, если учесть огромное желание самих крымчан развивать туризм, а, следовательно, сохранять экологическую чистоту и привлекательной территории.

Оценку потенциалу ВИЭ давали разные эксперты, в частности, в 2011 году в рамках проекта «Улучшение качества общественного обсуждения приоритетов развития Крыма», который реализовывала общественная организация «Институт развития Крыма» при поддержке Посольства США в Украине. Украинские эксперты информировали, что потенциал гелиоэнергетики в регионе, по усредненным оценкам, составляет около 1400 кВт час/кв. м, что соответствует уровню тех стран, которые сегодня активно используют солнечную энергию – США, Германия, Швеция, и позволяет экономить ежегодно около 2,5 млн. т условного топлива. Наиболее эффективны солнечные установки на южном берегу Крыма, но благоприятный период их работы ограничен с апреля по октябрь, когда преобладает ясная погода, а суточная суммарная радиация составляет 13,2–32,5 мДж/кв.м. В докладе отмечается, что южный берег Черного моря имеет большой ветроэнергетический потенциал. Его ресурсный показатель значителен как летом, так и зимой – средняя скорость ветра 7–8 м/с. В целом удельная мощность ветровой энергии оценивается в 471–597 Вт/ кв. м. Особо эксперты отмечают Керченское и Тарханкутское побережье, где также есть перспективы для развития геотермальной энергетики. Эти ресурсы уже используются в теплоснабжении. Благодаря неглубокому залеганию термальных вод, глубина пробуренных скважин составляет всего до 2000 м, при этом температура вод на выходе 50–70°С, их минерализация 20–70 г/л. Как поясняет академик НАН Украины Николай Багров, равнинный Крым расположен в пределах Скифской платформы, породы которой на глубине находятся в разогретом состоянии. Поэтому часть подземных вод в равнинном Крыму имеет температуру от 60° до 300°. Геотермальные воды уже эффективно используются для обогрева домов, ферм, теплиц, здравниц в Сакском и Красногвардейском районах.

Варианты развития

Но «ахиллесовой пятой» всех «зеленых проектов» было и остается отсутствие необходимых мощностей линий электропередач и подстанций, принимающих генерируемые мощности. Именно это дает повод для более сдержанных высказываний в вопросах развития ВИЭ в Крыму. Руководитель отдела стратегии сектора энергетики российского подразделения Siemens Константин Шастин утверждает: «Стоимость газовой генерации по грубым прикидкам составляет 1,5 тыс. евро за 1 КВт установленной мощности, ветрогенерация – в два раза дороже. Все зависит от территории, потому что очень дорого обойдется создание инфраструктуры и подключение к сети». По мнению эксперта, в Крыму необходимо строить собственные энергогенерирующие мощности и сохранять работающие источники возобновляемой энергетики, а вопрос о создании новой генерации на базе ВИЭ «нужно решать в контексте всей возобновляемой энергетики России, поскольку это потребует большего времени».

Такого же плана развития энергосистемы Крыма придерживаются многие российские специалисты. «Сегодня необходимо решить вопрос выработки электроэнергии традиционными источниками. Есть физические законы, которые мы не можем обойти, – заявил первый замминистра топлива и энергетики Крыма Вадим Жданов.

– Если бы мы работали в общей энергосистеме Украины беспрепятственно, то можно было бы рассматривать строительство новых альтернативных источников энергии. Пока мы не обеспечим традиционными источниками хотя бы 800 МВт, а сегодня ТЭЦ вырабатывают чуть больше 100, то говорить о 50-процентной альтернативной энергии не приходится».

План развития энерго- и газоснабжения Крыма Минэнерго РФ намерено представить в самое ближайшее время. По словам министра энергетики России Александра Новака, рассматриваемый сегодня первый вариант предполагает строительство газовой генерации общей мощностью 1320 МВт. Речь идет о трех станциях, на строительство которых потребуется 2–3 года, и о прокладке ответвления газопровода «Южный поток» от Краснодарского края по дну Черного моря мощностью 1,5–2 млрд. куб. м в год. Второй вариант не требует строительства местной генерации, снабжение полуострова можно осуществлять с помощью ЛЭП со стороны Таманского полуострова через Керченский пролив совместно с возведением моста. В этом случае отпадает необходимость в подводном кабеле. Мост планируется ввести в эксплуатацию в середине 2018 года. Третий вариант развития энергосистемы Крыма – смешанный. Он включает как строительство генерации в объеме 500–600 МВт, так и частичное снабжение по линиям электропередачи. Во втором и третьем варианте потребуется строить газовую генерацию на Таманском полуострове, а также усиливать связи Краснодарского края с российской энергосистемой. Для этого нужна новая подстанция и ЛЭП. «Строительство газопровода здесь также потребуется, но мощность его будет меньше, чем в первом варианте», – уточнил министр.

Собственная генерации в Крыму мощностью 1320 МВт обойдется, по предварительным оценкам, в сумму от 90 до 100 млрд. рублей, а стоимость газопровода составит 5–6 миллиардов.

Запас карман не тянет

Электроэнергетика Крыма использует преимущественно природный газ. Уровень газификации региона достигает 75%, в том числе в городах и поселках городского типа – 86%, в селах – 46%. В целом, ежесуточное потребление голубого топлива на полуострове составляет 2 млн. кубометров летом и 7,5–12 млн. кубометров зимой.

В Крыму есть собственные запасы ресурсов. Как отмечает академик Николай Багров, месторождения газа начали эксплуатировать в начале 60-х годов. Были пробурены скважины на Тарханкутском полуострове, Арабатской стрелке и в Джанкойском районе. В 70-е годы основная добыча переместилась на шельфы Азовского и Черного морей.

Сейчас действующая газотранспортная система Крыма включает более 1,5 тыс. км магистральных газопроводов, в том числе 284,6 км морских. Разведка газовых и газоконденсатных месторождений продолжается. По последним данным, запасы нефти на территории полуострова составляют 47 млн. тонн, газа – 165 млрд. куб., конденсата –18 млн. тонн. Об этом сообщил министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской. «Всего в регионе существуют 44 месторождения углеводородного сырья, из них 10 нефтяных и 7 газовых», – пояснил руководитель ведомства.

Вопросами развития отрасли в регионе занимается компания «Черноморнефтегаз». 17 марта 2014 года предприятие было национализировано, сейчас решается вопрос о его приватизации. Это крупнейшая в черноморском бассейне компания по добыче углеводородов на шельфе, которая примерно на 70% обеспечивает потребности Крыма в голубом топливе. В 2013 году «Черноморнефтегаз» добыл 1,65 млрд. кубометров природного газа. Преимущество предприятия в том, что оно имеет Глебовское газохранилище объемом 1 млрд. кубометров. Закачка газа на хранение уже началась. «С учетом того, что продолжаются работы по освоению Одесского месторождения, скважины вводились в течение прошлого года, по расчету мы должны выйти в 2014 году на объем добычи более 2 млрд. кубометров», – отметил на пресс-конференции в Симферополе первый замминистра топлива и энергетики Крыма Вадим Жданов. По его оценке, этого будет достаточно, чтобы закрыть все потребности полуострова в газе.

Однако, по мнению аналитиков, и в вопросе надежного газоснабжения Крыму не обойтись без помощи российских компаний. Эта тема находится на стадии проработки.

Сегодня же в плане обеспечения топливом решается другая проблема Крыма и Севастополя – снабжение потребителей нефтепродуктами и формирование резервов топлива для дизель-генераторных установок и мобильных ГТЭС. «В начале апреля планируется произвести плановые поставки, покрывающие месячную потребность регионов во всех видах топлива, – рассказал журналистам министр энергетики РФ Александр Новак. – Мера предусмотрена на случай перебоев в поставках электроэнергии со стороны Украины. Население и промышленность Крыма потребляют около 200 тыс. тонн бензина и около 200 тыс. тонн дизтоплива в год. Российские НПЗ такое же количество дизтоплива производят за один день. Поставки могут идти как морским транспортом, так и через железнодорожную переправу в Керчи. Мы также предполагаем, что цены на автозаправках, которые сейчас примерно на треть выше, чем в среднем по России, по мере замещения дорогих нефтепродуктов, которые сейчас на складах, должны снизиться».

Таким образом, планы надежного снабжения потребителей энергоресурсами и перспективного развития энергосистемы в Крыму находятся под пристальным контролем российского Правительства. Отечественные инвесторы готовы вкладывать средства в энергетику Крыма. Об этом заявили практически все крупнейшие российские холдинги. Конечно, реализация этих планов потребует времени и миллиардных вложений. Однако вывод полуострова на новый качественный виток жизни теперь дело чести для страны, особенно на фоне непрекращающейся критики тех, кого совсем не радуют успехи России.

 


Возврат к списку