BRENT0.00
GOLD0.00
USD0.00
EUR
02.12.2014

«Горькие плоды» энергореформы

Вот уже более 10 лет прошло с момента начала реформы электроэнергетики, но за всё это время назвать чего-то позитивного не представляется возможным. Цены на электрическую энергию уже перегнали американские и приближаются к европейским, существенных иностранных инвестиций не случилось, процветает коррупция и воровство. Потребители стали в массовом порядке строить свою генерацию. Лихорадит всю отрасль - генерацию, сети, сбыт.

Как известно, в начале 2013 года за долги на оптовом рынке электрической энергии в сумме более 12 млрд. рублей, 11 региональных энергосбытовых компаний были лишены статуса гарантирующих поставщиков (ГП). Их функции переданы в ОАО «Российские сети». В соответствии с действующим законодательством, функции ГП сетевая компания может исполнять не более года, до появления новой энергосбытовой компании, которая должна выиграть конкурс на получение статуса ГП. Сейчас Министерство энергетики РФ с упорством достойным лучшего применения штампует приказы о проведении в этих регионах конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика. В конце октября подписан очередной, пятый по счёту приказ. Конкурсы проводятся по форме «голландского аукциона», на понижение. Первоначально претенденты должны оплатить 100% долгов обанкротившихся сбытов, если желающих не найдется, сумма поэтапно снижается до 80%, затем 60, 40 и 20%. Упомянутый выше пятый по счёту приказ, предполагает оплату 20% от первоначальной суммы задолженности на оптовом рынке. При этом не учитываются долги сетевым компаниям за услуги по передаче электрической энергии, которые не намного меньше. На первые 4 этапа конкурса желающих участвовать в нём не нашлось, они не состоялись.

Несмотря на весь трагизм ситуации (свои деньги в полном объёме не получат генерирующие компании, а сети вообще ничего не получат), к конкурсам не допускаются сетевые компании, которые в настоящее время успешно осуществляют энергосбытовую деятельность и исправно платят по своим счётам. Но существующее законодательство запрещает совмещать сетевую и энергосбытовую деятельности. Вообще непонятно, уже более 10 лет действует этот порочный со всех точек зрения запрет, мешающий нормальной работе важнейшей для страны отрасли, но его никто не решается отменить. Кому это выгодно? Подчёркиваю – отменить, это совсем не означает, что завтра всем энергосбытовым компаниям в приказном порядке придётся объединяться с сетями. Там, где энергосбыт самодостаточен, справляется со своими функциями ради бога, пускай работает. Но там, где явно происходят сбои, и требуется смена ГП, необходимо разрешить участвовать в конкурсах сетевым компаниям. Не факт, что они обязательно победят, но если победят, значит предложили лучшие условия. Кому от этого будет хуже? Уверен, что точно не потребителям.

Противники отмены запрета утверждают, что в этом случае о конкуренции в электроэнергетике можно будет забыть. Но давайте разберёмся, о какой конкуренции вообще идёт речь? Гарантирующие поставщики между собой конкурировать не имеют права. Рассмотрим вариант конкуренции между ГП и свободной энергосбытовой компанией. Слово «конкуренция» здесь вряд ли уместно. Гарантирующий поставщик - это регулируемая организация, которая не может сама снижать или поднимать цену на электрическую энергию или изменять свою сбытовую надбавку, это запрещено законом. Свободный энергосбыт это делать может, его никто не регулирует. Здесь чисто договорные отношения с потребителем. Договорился о цене и вперёд к новым победам рыночной экономики. Получается, что в рассмотренной паре субъектов о конкуренции тоже говорить не приходится. Теперь возьмём два независимых сбыта. Здесь действительно возникают конкурентные отношения. Кто предложит потребителю лучшие условия обслуживания и более привлекательную цену на электрическую энергию, тот и будет работать. Но тогда каким образом запрет на совмещение сбытовой и сетевой деятельности может помешать созданию конкурентной среды? Лично для меня это большая загадка. Те, кто громче всех кричит о сохранении запрета любой ценой, плохо читали действующее законодательство. Постановление правительства №861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг…» обязывает сетевые компании оказывать услуги по передаче электрической энергии любой энергосбытовой компании, которая заключила на розничном рынке договор поставки электрической энергии с потребителем. При этом совсем не важно, совмещает она функции ГП или нет. Вот самое главное и достаточное условие для создания конкуренции. Например, сейчас МРСК Центра исполняет функции ГП в 5 регионах РФ. В случае если к ней обратится независимый энергосбыт, она будет обязана заключить с ним договор на оказание услуг по передаче электрической энергии по своим сетям, это закон. Тогда чего мы боимся и не отменяем пресловутый запрет? Наверное, здесь действуют другие, не экономические, а политические законы. Если мы хотим навести порядок в отрасли, то опираться нужно, прежде всего, на законы экономики и здравого смысла. Предположим, что конкурс состоялся и победитель определён. Но где гарантия, что через 2-3 года не придётся повторять всё с начала по причине банкротства или долгов победителя? И опять без денег останутся генерация и сети. Взять с обанкротившегося энергосбыта нечего, у него нет основных фондов – только компьютеры и арендуемые помещения, терять ему нечего.

Логику сохранения запрета понять трудно. Огромные средства, собранные с потребителей, выводятся в неизвестном направлении сменяющими друг друга энергосбытовыми компаниями, а реальный сектор энергетики – генерация и сети остаются ни с чем! Нужны решительные действия по отмене запрета и чем скорее, тем лучше. Большинство энергетиков уже давно пришли к выводу, что запрет был, мягко говоря, ошибочным.

Почему-то никто не рассматривает и другую сторону этой проблемы. Куда после выявления победителя конкурса девать людей, которые в настоящее время исполняют энергосбытовые функции в сетевых компаниях. А ведь речь идёт о судьбах тысяч работников. Их что, придётся увольнять? Дублировать функции сбыта в сетевой компании – дорогое удовольствие. Все эти сложнейшие вопросы, которые поставили электроэнергетику в крайне тяжелое положение, легко решить, разрешив сетям совмещать сбытовую деятельность. Ни одна сетевая компания банкротом не станет, ей есть, что терять!

Опять приходится выживать

В сентябре 2013 года Правительство одобрило заморозку тарифов естественных монополий на 2014 год, в том числе для ОАО «Российские сети». В связи с этим, сетевому комплексу придётся сократить инвестиционные программы 2014-2016 годов на 250-300 млрд. рублей. Как поясняют в Министерстве энергетики, большая часть сокращений затронет сетевые компании, не входящие в ОАО «Россети». Это территориальные сетевые организации (ТСО) так называемого второго эшелона – муниципальные и частные предприятия городских и сельских электрических сетей, сети принадлежащие местным властям. Т.е. те сети, которые являются последним звеном и непосредственно доставляют электрическую энергию потребителям, в первую очередь населению! И ещё одна не радостная для ТСО новость: проектом приказа Федеральной службы по тарифам (ФСТ) «Об утверждении методических указаний по определению базового уровня операционных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов» для ТСО, у которых плановая или фактическая необходимая валовая выручка (НВВ) от оказания услуг по передаче электрической энергии составляет менее 500 млн. руб. в год, среднее значение уровня эффективности операционных расходов будет составлять 86%. Иными словами, если вам для нормальной работы нужен миллион, дадут 860 тысяч.

При этом в министерстве обещают, что сетевые компании с RAВ – регулированием (это компании ОАО «Росийские сети» с системой долгосрочных тарифов, которые позволяют окупать вложенные инвестиции) этот процесс затронет минимально, так как это негативно скажется на инвестиционном климате.

Возникает вопрос, доживут ли ТСО до «разморозки» тарифов, а если доживут, то в каком состоянии? Как известно, коммунальные электрические сети и так всегда находились на обочине интересов федеральных властей от электроэнергетики. Местные власти не устают сетовать на высокий процент износа коммунального электросетевого комплекса. Существует реальная опасность, что после принятия таких решений, износ сетевой инфраструктуры возрастёт до критического уровня, и тарифы придётся резко увеличивать. В самом деле, ведь сетевым компаниям не на что будет проводить реконструкцию и модернизацию своего хозяйства, в лучшем случае денег хватит лишь на поддержание сетей в рабочем состоянии и аварийные работы.

Но даже не это самое главное. Министерство энергетики поставило задачу энергосетевым компаниям во всех субъектах РФ сократить операционные (подконтрольные) расходы на 40% к 2017 году. Это означает, что о росте заработной платы можно забыть на несколько лет. При этом никто не обещает, что и цены на товары в магазинах расти не будут. Электроэнергетика, в том числе и коммунальная, высокотехнологичная и сложная отрасль, грамотные специалисты в ней на вес золота. Если начнётся их массовый отток, последствия для отрасли будут самые плачевные. В лихие 90-е мы это уже проходили. Тогда высококвалифицированные кадры оказались на базарах «рыночной экономики».

Необходимо очень осторожно и аккуратно подходить к столь радикальным и даже шоковым мерам. Но мы вместо того, чтобы проанализировать ситуацию, наметить первоочередные задачи и пути их решения, пошли по самому простому пути – взяли и отобрали деньги. Энергореформа продолжает давать свои «горькие плоды» и при этом набирает обороты. Опять выходит по классику: «Хотим как лучше, а получается как всегда».


Возврат к списку