BRENT0.00
GOLD0.00
USD0.00
EUR
02.12.2014

Коммунальная энергетика России - на краю пропасти

Страницы истории

В 2013 году ЗАО «Роскоммунэнерго» исполнилось 80 лет. Конечно, 80 лет назад такой организационно-правовой формы не существовало, да и в голову никому она не могла прийти. При Наркомхозе РСФСР была организована республиканская контора «Энергоремонт», реорганизованная в 1940 году в республиканский трест «Оргкоммунэнерго», основной задачей которого была организация эксплуатации, наладки, ремонта оборудования коммунальных электростанций и сетей. В состав треста входила и проектная организация – «Коммунэнергопроект», реорганизованная в 1951 году в государственный республиканский институт «Гипрокоммунэнерго». Трест «Оргкоммунэнерго» имел подразделения во многих городах России, организация тепло- и электроснабжения, пусконаладочные работы, обучение специалистов и многие другие задачи решались оперативно и на достаточно высоком уровне.

В 1969 и последующих годах практически во всех республиках, краях и областях России были организованы производственные объединения «Коммунэнерго», объединившие в единые структуры коммунальные электрические и тепловые сети. В системе Жилкомхоза функционировало Главэнерго, позже переименованное в Роскоммунэнерго, и ПО «Оргкоммунэнерго», которые позже были объединены и получили название ПО «Роскоммунэнерго». Именно оно руководило всеми предприятиями коммунальной энергетики России, имело в своем составе проектный институт «Гипрокоммунэнерго», ряд промышленных предприятий, обеспечивающих коммунальную энергетику необходимой техникой и оборудованиеим.

В результате экономических реформ 1990–х годов коммунальные тепловые и электрические сети были переданы в собственность регионов, а во многих городах - в муниципальную собственность, производственные предприятия большей частью были приватизированы и, как правило, прекратили существование, проекты развития сетей были свернуты и т.д. Как пример можно привести тот факт, что работы по разработке и утверждению схем тепло- и электроснабжения городов, которые велись под руководством ПО «Роскоммунэнерго», были прерваны более чем на двадцать лет. Только после принятия Закона «О теплоснабжении» и соответствующих подзаконных актов возобновилась работа по созданию схем теплоснабжения поселений. Оказалось, что они необходимы для нормального функционирования систем теплоснабжения городов.

В 1991 году на базе ПО «Роскоммунэнерго» было создано арендное предприятие «Роскоммунэнерго», реорганизованное позже в РАО «Роскоммунэнерго», а затем, в соответствии с изменившимися требованиями законодательства об акционерных обществах, в ЗАО «Роскоммунэнерго».

Вызовы нового времени

Без всякого преувеличения можно утверждать, что 1990-е годы нанесли суммарный ущерб коммунальной энергетике, сравнимый, пожалуй, только с послевоенным десятилетием. Отсутствие финансирования, неплатежи, неграмотное отношение к ней со стороны муниципальных и региональных властей, вымывание квалифицированных кадров привели к колоссальному старению основных фондов, банкротству многих предприятий. На федеральном уровне коммунальная энергетика оказалась в положении «падчерицы». В результате многочисленных реорганизаций Минжилкомхоза, Госстроя, Росстроя, Минрегионразвития ни одна из федеральных структур так и не стала центром, который курировал бы это важнейшее направление жизнеобеспечения городов и других поселений России.

РАО, а позже ЗАО «Роскоммунэнерго» оставалось все эти годы единственной организацией, которая пыталась отстаивать общие интересы предприятий коммунальной энергетики. В 1990-е и 2000-е годы были подготовлены и введены через Минжилкомхоз и Госстрой с участием Энергонадзора и других федеральных структур десятки методических материалов по всем вопросам функционирования коммунальной энергетики, многие из которых, за неимением более легитимных нормативно-правовых актов, широко используются и сейчас, причем не только предприятиями коммунальной энергетики. В 1995-96 гг. по инициативе ЗАО «Роскоммунэнерго» и ряда производственных предприятий коммунальной энергетики была создана Российская ассоциация «Коммунальная энергетика», в 2010 году получившая статус саморегулируемой организации в области функционирования розничных рынков электрической и тепловой энергии, в которую входят предприятия из большей части регионов РФ.

В настоящее время ЗАО «Роскоммунэнерго», совместно с СРО Российская ассоциация «Коммунальная энергетика», представляют интересы широкого круга коммунальных энергетических предприятий через Общественные и Экспертные Советы, рабочие группы и Комиссии практически во всех федеральных органах исполнительной и представительской власти, имеющих отношение как к энергетике, так и к жилищно-коммунальному хозяйству России.

В самые сложные 1990-е годы ЗАО (РАО) «Роскоммунэнерго» возглавляли заслуженные энергетики РФ Э.Б.Хиж (до 2003 года) и Г.М.Скольник, который до сих пор является заместителем председателя СРО Российская Ассоциация «Коммунальная энергетика» и советником генерального директора ЗАО «Роскоммунэнерго». Трудно переоценить их вклад в дело сохранения отрасли, отстаивания интересов предприятий коммунальной энергетики при реформировании энергетики России. До сих пор в ЗАО «Роскоммунэнерго» работают специалисты высочайшего уровня А.С.Толмасов, О.М.Бытенский, В.В.Рябов, Л.К.Саркисаева. Они и другие сотрудники ЗАО «Роскоммунэнерго» оказывают колоссальную помощь предприятиям в разъяснении тех или иных вопросов деятельности предприятий, энергосбережения, нормирования удельных расходов и запасов топлива, технологических потерь тепловой и электрической энергии при ее передаче по сетям, в комплектации технологического оборудования, в арбитражных спорах и т.д.

«Снежный ком» проблем

Как уже было сказано ранее, коммунальная энергетика с начала 90-х годов не имеет курирующего федерального органа исполнительной власти. На нее распространяются нормативно-правовые акты, как часто говорят, «большой энергетики», без учета специфики ее деятельности. Например, требования Закона «Об электроэнергетике» о запрещении совмещения конкурентных и монопольных видов деятельности (производство и сбыт электроэнергии с передачей электроэнергии), которое было введено в целях создания конкурентной среды в электроэнергетике, относились не только к бывшим АО-энерго, а ныне ОАО «МРСК», ОАО «ТГК» и сбытовые ОАО, но и к энергоснабжающим предприятиям коммунальной энергетики. Их насильственное разделение, как правило, на сетевые и сбытовые компании (генерации, за исключением редких случаев, в них не было), привело к поглощению сбытовых подразделений ныне действующими гарантирующими поставщиками, в результате чего степень монополизации сбытовой деятельности на розничных рынках электроэнергии сейчас выше, чем когда бы то ни было, к росту суммарных операционных расходов энергетических предприятий во всех регионах России (которые теперь пытаются сокращать).

Развития конкуренции на розничных рынках не видно, как и стабилизации тарифов, не говоря уж об их снижении (вспомните планы времен подготовки к реформированию!). Разделение по видам деятельности в энергетике, обслуживающей, преимущественно, потребителей – юридических лиц, было оправдано. Предприятия коммунальной энергетики, в основном, поставляли и поставляют электроэнергию самому сложному потребителю – населению, причем с колоссальными проблемами по учету электроэнергии, обеспечению платежей и т.д. В современных условиях, когда сетевая организация обеспечивает передачу электроэнергии до конечного потребителя, имеет границу балансовой принадлежности электросетей с каждым потребителем или с многоквартирным домом, но не имеет с ними никаких договорных отношений, а деньги за электроэнергию собирает сбытовая организация, не отвечающая ни за учет, ни за качество электроэнергии, такое «разделение» имеет своим результатом только низкие платежи и, соответственно, возросшие потери электроэнергии - объем потребленной, но неоплаченной электроэнергии, конфликты между тремя участниками процесса – сбытовой организации, сетевой организации и потребителем в каждой конкретной точке поставки. Серьезные проблемы ожидают сейчас и тепловые коммунальные предприятия: после появления во всех городах, имеющих централизованное теплоснабжение, Единых теплоснабжающих организаций (ЕТО), обладающих полномочиями по сбыту всей тепловой энергии, независимо от того, выработана она на ТЭЦ или коммунальной котельной, полномочиями по разработке схем теплоснабжнения и многими другими, которые делают процесс поглощения теплоэнергетических предприятий такой ЕТО вопросом времени. К сожалению, при этом, на примере электроэнергетики, вряд ли можно ожидать снижения тарифов или заметного улучшения теплоснабжения.

Принцип разделения ответственности

В апреле 2013 года Правительством РФ была утверждена «Стратегия развития электросетевого комплекса РФ». Впервые за все послереформенные годы в ней дана достаточно объективная оценка состояния электрических сетей России, определены задачи по их модернизации, сокращению потерь электроэнергии, повышению надежности и т.д. К сожалению, нормативно-правовые акты, разработка и утверждение которых предусмотрена Стратегией, носят достаточно общий характер, не предусматривают анализ причин такого состояния электросетевого комплекса и, прежде всего, анализ последствий, мягко говоря, огрехов реформирования. Например, снижение потерь электроэнергии при ее передаче.

Прежде всего нужно разобраться – о каких потерях идет речь. Ни в одном нормативно-правовом акте нет соответствующего определения. Есть отчетные потери, фактические потери, технологические потери, сверхнормативные потери. Нет понятия «коммерческие потери», но сами по себе они есть, и вносят значительную долю в те самые фактические или отчетные потери, как их ни называй. Причем их сокращение наименее затратно, в отличие от технологических потерь электроэнергии, которые имеют объективные причины, обусловленные физическими процессами в электросетевом оборудовании при передаче через него электроэнергии.

В основу отношений на розничных рынках электроэнергии должен быть положен принцип: каждый участник отвечает за свое. Потребитель – за полную оплату всего объема электроэнергии, который он получил, сетевая организация – за надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей, сбытовая организация – за весь объем электроэнергии, купленной на оптовом рынке электроэнергии и переданный сетевыми организациями потребителям, в том числе за организацию ее полной оплаты. Если сбытовая организация не смогла собрать плату за электроэнергию в полном объеме, то это не значит, что возросли потери электроэнергии при ее передаче по сетям, что сетевая организация должна получать меньше денег за передачу и платить больше за потери в сетях, которых на самом деле не было.

Очень может быть, оглядываясь на недавнее прошлое, что сетевая организация может лучше организовать учет и платежи, что далеко не всегда существование прослойки между истинным поставщиком электроэнергии и потребителем – сбытовая организация – нужна как таковая. Прежде всего это относится к электроснабжению мелких потребителей: населения, небольших предприятий, соцсферы и т.д., получающих электроэнергию на низком (0,4кВ) и, отчасти, на среднем (6-10кВ) напряжениях, как раз тех потребителей, которые, в основном, запитаны от электросетевых коммунальных предприятий.

Нужен здравый смысл

На протяжении последних 20 лет на самых разных уровнях регулярно организовываются кампании, направленные на дискредитацию предприятий коммунальной энергетики. В частности, до реформы был в ходу «термин–кличка» - «перепродавцы». Так называли предприятия коммунальных электрических сетей, которые покупали у АО-энерго электроэнергию, передавали и трансформировали ее по своим сетям и поставляли конечным, мелким потребителям, наиболее проблемным в части платежей. Ситуацию усугубляло традиционное для России обыкновение - найти виновного во всем. Очень удобными для этого оказались как раз коммунальные предприятия, при том что собираемость платежей у них с этих групп потребителей была, как правило, выше, чем в тех же АО-энерго, что подтверждается самим фактом их выживания. Интересно было бы сравнить претензии к «перепродавцам» с задачами и назначением сегодняшних сбытовых организаций, особенно «гарантирующих поставщиков». К ним почему-то подобных терминов не применяют, хотя что они делают, кроме перепродажи электроэнергии?

Надо отметить, что стоимость услуг по передаче у коммунальных предприятий практически всегда, в сопоставимых условиях, была ниже, чем у АО-энерго. Объяснить это очень просто - существенно меньшие затраты: значительно ниже заработная плата, отсутствие отчислений на содержание вышестоящих организаций - начиная с аппарата АО-энерго и кончая аппаратом РАО «ЕЭС России» и ежегодными дивидендами и многое другое. Примерно те же пропорции в стоимости услуг по передаче имеют место и сейчас. В этой ситуации демагогические высказывания о сокращении суммарных затрат вследствие поглощения предприятий коммунальной энергетики очень легко оценить: сопоставить плановые и фактические затраты на содержание сетей большой энергетики и коммунальной в одних и тех же регионах на одних и тех же уровнях напряжения. В абсолютном большинстве сравнение будет не в пользу бывших АО-энерго.

Стратегия предусматривает ряд мер по стабилизации тарифов на услуги по передаче электроэнергии - в частности, применение так называемого бенчмаркинга при тарифном регулировании. При правильном толковании этого понятия применительно к российской действительности это может помочь разобраться хотя бы в причинах различия в тарифах: стоимость услуг по передаче электроэнергии в разных регионах даже во вполне сопоставимых условиях отличается в разы.

К сожалению, первые наработки в этом направлении носят весьма тенденциозный, дискриминационный характер в отношении все тех же коммунальных электросетевых предприятий. Российская ассоциация «Коммунальная энергетика» и ЗАО «Роскоммунэнерго» с участием нескольких десятков сетевых предприятий в июле этого года проанализировали первые проекты соответствующих нормативно-правовых актов, провели расширенное совещание предприятий коммунальной энергетики и направили протокол и подробный анализ в Правительство РФ. Хотелось бы надеяться, что это мнение будет услышано, хотя бы во исполнение Закона «О саморегулируемых организациях», каковой является наша ассоциация.

Коммунальная энергетика страны перенесла и в советский, и в современный периоды много разных испытаний. Но главной бедой всегда было финансирование по остаточному принципу. Несмотря ни на что, тысячи предприятий коммунальной энергетики – и тепло- и электроэнергетические успешно работают и сейчас. Проблемы были, есть и будут. Жаль, что очень часто они носят необъективный, дискриминационный характер. Жаль не только с точки зрения справедливости, но и с позиции здравого смысла, с позиции надежного и бесперебойного энергоснабжения с минимальными затратами все тех же потребителей: не гигантов экономики с оптового рынка электроэнергии, а конкретных людей, малый бизнес, предприятия жизнеобеспечения, социальной сферы и т.д.


Возврат к списку