BRENT0.00
GOLD0.00
USD0.00
EUR
09.12.2014

Нефть и газ России: задачи на 2014 год

Какие цели стоят перед нефтегазовой отраслью, и что нужно сделать, чтобы их достичь? Какая ожидается добыча нефти и газа в 2014 году, и как изменится этот объем по сравнению с 2013 годом?

Прошлый год был успешным для отрасли: было добыто 523 млн. т нефти и 694 млрд. кубов газа. Мы ожидаем прироста добычи нефти и газа, особенно роста тех запасов, которые мы стимулировали в прошлом году, примерно 525 млн. т нефти и 700 млрд. кубов газа.

Уже и сейчас наблюдается положительная динамика. Первая задача, стоящая перед отраслью в 2014 году, – устойчивое обеспечение нефтепродуктами потребностей населения страны. Вторая – это вопросы, связанные с поддержанием существующих объемов добычи, прокачки, а также реализации подачи углеводородов на экспорт. Инвестиционные программы на эту тему сейчас рассматриваются и утверждаются. И третья – разработка новых месторождений. Приоритетом текущего года является Арктический шельф. В прошлом году началась добыча на Киринском и Приразломном месторождениях.

Еще один приоритет связан с плановой модернизацией НПЗ, что заложено в планах Правительства. В Российской Федерации, как и в Советском Союзе, основным критерием являлась и является глубина переработки нефти.

Что касается газовой отрасли, то кроме устойчивого обеспечения населения газом, для нас важны нормальные взаимоотношения потребителей и поставщиков газа по расчетам. Проблема, которой вплотную занимается Правительство, – это вопрос существующих неплатежей и платежной дисциплины. Кроме «Газпрома» на газовом рынке у нас работают и другие компании, причем доля независимых компаний составляет 27%, поэтому рынок уже насыщен. Нам же интересно работать со всеми производителями, мы внимательно слушаем предложения по развитию газотранспортной системы, по развитию систем хранения газа, по тому, какими должны быть взаимоотношения по тарифам и расчетам, а также мониторим внедрение закона о НДПИ на газ, принятого в прошлом году.

Какой объем инвестиций сегодня необходим нефтегазовым компаниям для освоения новых месторождений?

Если считать 3–5-летний период и период до 2020 года, то я предполагаю, что это более 2–3 триллионов рублей. Это цифры, позволяющие вовлечь в развитие земли Восточной Сибири, начать использовать месторождения Западной Сибири, Ямала, севера Красноярского края. У нас серьезные задачи по развитию трубопроводной системы, а также по оптимизации заводов в центральной части России, в частности – ТАНЕКО и «Сургутнефтегаз». Скорее всего, потребуются инвестиции и, кроме того, большое количество системных знаковых проектов на востоке страны по всем видам добычи и переработки.

Допускаются ли новые иностранные участники на рынок нефтесервисных услуг?

У нас любая компания на тендерных условиях работает и с государственными компаниями, и с частными. Мы ведем мониторинг параметров тех нефтесервисов, которые являются значимыми по бурению и обустройству месторождений. У российских компаний, которые занимаются этим бизнесом, на ближайшие 8–10 лет перспектива наличия запросов довольно существенна, но при этом необходимо соответствовать определенному уровню. Очень часто не только российские, но и иностранные компании срывают те сроки, которые им ставят. А что касается конкуренции между российскими компаниями, компаниями с зарубежным участием и чисто иностранными подрядчиками, то здесь вопрос уровня сервиса и уровня цены определяют друг друга. В середине 2014 года программа по развитию нефтесервиса, над которой сейчас работает Минэнерго, будет представлена в Правительство.

Как идет модернизация НПЗ?

Эта программа идет планово. На 2013 год доля новых установок на НПЗ составляла 13%, показатели достигнуты. Важны теперь 2014–2015 гг. и последующие периоды. Не скрою, нас волнуют и мини-НПЗ с мощностью до 1 млн. т. И для деятельности отрасли, и для экологии страны, и для качества продукции, которую мы потребляем, нам важно, чтобы это было экологически чистое топливо класса 3,4,5, а в дальнейшем – класса 5. Пока у нас нет существенных претензий к темпам модернизации НПЗ.

Оцените ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Ситуация с точки зрения объемов поставки и наличия продукта на базах хранения заводов нормальная. Январь – это период ремонта и некоторого планового спада. К пиковым нагрузкам мы готовимся в мае – августе. Нам содействует наличие биржевой торговли; это прозрачный механизм, и мы стараемся его максимально оптимизировать. Есть договоренности с коллегами из Белоруссии, которые должны быть реализованы в течение этого года. Никаких всплесков дефицита нефтепродуктов мы не ожидаем. Дальше будем смотреть на макропараметры в стране.

Как отреагировало Минэнерго на предложение ФАС об упрощении привлечения в оборот нефтепродуктов из госрезерва, а также из резерва нефтяных компаний (прим. ред.: эта инициатива прозвучала год назад)?

Прошлым летом документы по госрезерву были подготовлены: мы поддержали эту позицию и понимаем, как это будет работать, т.к. имеется отдельный алгоритм, который создает государство на случай экстренных ситуаций. Что касается резервов нефтяных компаний, то они поддерживаются на согласованном в ФАС уровне, и накладок с августа прошлого года не было.

Допустимо ли говорить о зависимости России от конъюнктуры мировых цен на полезные ископаемые? Не будет ли в ближайший год снижаться уровень добычи нефти?

Начнем с конца: мы не ожидаем уровня снижения добычи нефти, считаем, что компании в этом заинтересованы, и методы стимулирования сбалансированы, поэтому мы ожидаем не падения, а увеличения уровня добычи нефти в Восточной Сибири, в том числе и трудно извлекаемых запасов.

Что касается «нефтяной иглы», то у каждого, наверное, своя роль в истории. В нашей стране есть всё, и в ней хочется и нужно жить. У нас есть нефть, мы хотим и можем ее перерабатывать, и мы ее перерабатываем. Более того, у нас ее готовы покупать! Почему это «нефтяная игла»? Может быть, кто-то на «компьютерной игле» сидит или на «Интернет-игле»... Воздух у нас такой, нефтяной, что хотим, то и будем добывать!

«Роснефть» задумалась о строительстве нового завода по производству СПГ. Не могли бы Вы поделиться информацией на этот счет?

Озвученный вариант далеко не единственный, 2–3 проекта могут быть реализованы на востоке страны, и на западе есть желающие рассмотреть вопрос такого строительства.

Например, в Ямало-Ненецком автономном округе планируется строительство завода по выпуску СПГ на побережье Белого моря. У нас есть такие возможности. Вообще, рынок СПГ – он растущий и альтернативный, Россия должна на нем присутствовать. Могу привести пример. В СССР еще в 1989г. были сконструированы цистерны для перевозки сжиженного газа. Почему бы эту разработку не использовать, если у нас есть регионы, которые невозможно газифицировать и протянуть туда трубу? Это вопрос к РЖД, вопрос к производителям, к отрасли, потому что завод по сжижению газа может быть построен, к примеру, в Тамбовской области без всяких проблем. 


Возврат к списку