BRENT0.00
GOLD0.00
USD0.00
EUR
Визуальные факты истории 19.07.2016

Визуальные факты истории

Произведения изобразительного искусства, помимо эстетической ценности являются еще и объектом вложения средств. На вопросы журнала «Экономика и ТЭК России» ответил вице-президент Творческого Союза художников России, Председатель Союза художников Подмосковья, заслуженный художник Российской Федерации Александр Иванович Беглов.

- Александр Иванович, я знаю, что в Чехии, в Праге есть, занюханный мухами, «Музей Советской оккупации», оказывается, теперь есть и музей Русских художников?

- Недавно, в качестве члена Международной академии культуры и искусства, я был на пленере в Словакии в замке Любча. Реставрирует этот замок директор местного крупного металлургического предприятия Павел Сотак. Помимо реставрации замка Любча, он создал музей русского искусства. Ему нравится то, что у нас сохранилась школа реалистического искусства. Ему нравятся картины русских художников, как на темы природы, так и промышленные пейзажи. Европейцы утеряли приемы академической реалистической живописи. Пану Сотаку хочется сохранить память о заводе, о своей малой Родине и поэтому он приглашает русских художников, во главе с президентом Международной академии культуры и искусства Заслуженным художником России, действительным членом Российской Академии Художеств Петром Тимофеевичем Стронским. После пленера мы, русские художники, как маститые художники, члены Академии художеств, так и недавние выпускники Суриковского института - подарили ему каждый по две работы. Это был уже второй пленэр, Павел Сотак хочет сделать это традицией. Музей новый, пока ещё небольшой, но сам факт «культурной экспансии» - не может не радовать. Это именно «Музей русских художников».

- А у нас многие картины советского периода до сих пор выбрасывают?

- У меня лично, как у директора Щёлковской художественной галереи в 90-е годы был случай, когда старый советский Дом культуры переделывали в рыбный цех. Картины 50-х годов оказались не нужны. А это не только антиквариат, главное, что они представляют советскую школу живописи, её «Золотой век». Вовремя были приняты меры по сохранению этих картин, и теперь они находятся в фонде галереи.  К сожалению, с советских времён в живописи практически ничего более ценного не создано. В те времена к искусству было внимание правительства, государства, соответственно в изобразительное искусство производились огромные вливания. Был государственный заказ, художники - отражали жизнь Родины и современность в своих картинах. Сейчас из-за отсутствия средств на развитие реалистического направления изобразительного искусства ничего выдающегося не происходит. Пытаются сохранить то, что есть. Частные инвесторы в современных художников не вкладывают средства. Только в известные имена. Есть отдельные потуги за счёт близости, к какому ни будь губернатору, федеральному министру, дружбе с крупным чиновником, но это всё не серьёзно. Необходим государственный заказ на создание образа Родины, нашего с вами современника. Как исключение существуют, слава Богу, Студия художников МВД РФ им. В.В. Верещагина, Студия военных художников МО РФ им. М.Б. Грекова, где художники получают официальные заказы.

- Ну, а если не вооружаться теорией заговоров, есть какой-то ответ на вопрос о существовании художников в современных условиях?

Полное ощущение того, что художники 25 лет существуют автономно. Даже вопрос о том, зачем в художественном институте содержать бюджетные места, тратить государственные деньги на обучение и не обязывать выпускников годика три отработать по направлению в регионах, как это было раньше. Сейчас существуют проблемы с художественными мастерскими. Есть случаи незаконного выселения художников из мастерских и ни где-нибудь, а в столице. Отсутствует цивилизованный арт-рынок. Каждый искусствовед обслуживает свою грядку, «впаривая» работы художника своему боссу и постоянно говоря о некоем «мозаичном» представлении современного искусства. Есть задача реализовать то псевдо искусство, которое называется самими же «впаривателями» «актуальным» или «современным».  Тем более что парадигма восприятия начинает меняться к восприятию и востребованности реалистического искусства. Это заметно по тем творческим и учебным заведениям, которые появились недавно в Северной Америке.

Иногда мне кажется, что цены на реалистическую живопись специально опустили ниже плинтуса,  для того чтобы раскупить все по дешевке, а потом они взлетят до небес.- Объективный диалектический процесс, вслед за отливом, деградацией, наступит прилив, просветление и постепенно люди поймут, что им много лет «дурили» голову, пичкая бессмысленной мазней. У нас постмодернизм расцвел буйным цветом по завершению Советского периода. Это явление не только и не столько российское, это то, что мы «дожевываем» за Западом, где приучили людей к тому, что искусство - должно удовлетворять либеральным взглядам на мир. Оно должно быть «в шаговой доступности», должно быть понятным, массовым. Про качество искусства речи не идет. Также меня беспокоит, как галериста, превращение воспитания искусством в услугу. Я очень надеюсь на изменение позиции государства на вопросы воспитания искусством.

 

Беседовал Юрий Енцов


Возврат к списку